|
Протоиерей Борис Николаев
Знаменный распев и крюковая нотация
как основа русского православного церковного пения.
Введение
- Пролог. "Словесная служба".
- Задачи настоящего исследования.
- Светская и религиозная музыка.
Общерелигиозная и церковная музыка.
Протестантская и сектантская музыка.
- Является ли наше церковное пение музыкой и искусством?
- Характерные черты православного богослужебного пения:
священная древность и
отражение четырех догматических свойств Церкви.
- Мелодическая растяжимость и ее категории
(псалмодия, подобен, самогласен).
Уставность православной мелодии.
- Почему в православном богослужении не допускается
инструментальная музыка.
- Что есть русское православное церковное пение?
Национальный характер нашего богослужебного пения.
Введение полностью.
Глава первая.
Знаменный распев.
Его церковно-православная сущность и достоинства.
- Понятие распева.
- Знаменный распев.
Символическое значение наименования "знаменный".
Священная древность знаменного распева.
- Национальная сущность знаменной мелодии.
- Знаменная мелодия и русская народная песня.
- Расцвет византийского Православия и совершенствование византийской богослужебной мелодии.
- Отношение знаменной мелодии к богослужебному тексту.
Отношение знаменной мелодии к церковному Уставу.
- Виды знаменного распева.
- Знаменное осмогласие как закон распределения богослужебных песнопений по их содержанию.
- Разбор возражений против обязательности осмогласия.
- Попытки создать характеристику гласов: труды проф. М.Скабаллановича, архимандрита Мартирия.
Церковная характеристика гласов на основании текстов песнопений.
- Гласы первый, второй, третий.
- Гласы четвертый, пятый, шестой.
- Гласы седьмой и восьмой.
- Мелодические особенности гласов и их музыкальная философия.
- Общие свойства знаменного осмогласия.
- Гласовые песнопения в службах великих праздников.
1-ая глава полностью.
Глава вторая.
Знаменная семиография.
Отношение безлинейной нотации к знаменной мелодии.
- Связь знаменной мелодии с безлинейной
(крюковой) нотацией.
- Внешняя и внутренняя сторона знаменной семиографии.
- Количество знамен. Крюковая система.
- Высота и длительность знамен.
- Характеристика каждого знамени в отдельности.
Параклит
Крюк
Стопица
Запятая
Палка
Скамейца
Голубчик
Переводка
Подчашие
Чашка
Сложитие
Статья
Рог
Крыж
Стрела
Дербица
Два в челну
Паук
Хамило
- Лица, кулизмы, кокизы и фиты.
- Линейно-квадратная нотация в сравнении с крюковой.
- Общемузыкальная нотация, ее пригодность для богослужебного употребления.
- Церковность знаменной нотации.
- Разбор возражений против знаменной семиографии.
2-ая глава полностью.
Глава третья.
Cовременное положение знаменного распева
в богослужении Русской Православной Церкви.
- Классификация церковных мелодий по степени их церковности и условности.
- Напевы и их отличие от распевов.
- Киевский распев и его отношение к распеву знаменному.
- Греческий (мелетиевский) распев.
- Болгарский распев. Обычный распев.
- Народно-религиозные мелодии богослужебных песнопений и
антицерковная сущность этих мелодий.
- Неписанный закон распределения песнопений по церковным распевам.
- Партесное пение.
- Вторжение греховного мира во внутреннюю жизнь Церкви -
первопричина нестроений в церковном пении.
Самовольное сочинительство и его история.
- Демественный распев.
- Сочинения и переложения П.И.Турчанинова.
- Придворный распев.
Сочинения Ф.П.Львова и Н.И.Бахметьева.
- Свободные композиции.
- Антицерковные сочинения (небогослужебные).
Мелодии с искажением текста.
Народно-песенные и инославные мелодии.
- Театральные мелодии.
"Покаяние" А.Л.Веделя.
Разбор доводов сторонников светского пения в храме.
- Причины вытеснения чистой знаменной мелодии
из богослужебной практики.
- Знаменная мелодия и старопечатный текст.
Линейная нотация.
- Проблема гармонизации знаменной мелодии.
- Разные варианты гармонизации знаменной мелодии
(двухголосие, трехголосие,
"строго-церковный стиль" Металлова).
- Вопрос о возможности возвращения к практическому
применению знаменной мелодии в ее чистом виде.
- Эпилог.
3-я глава полностью.
© Протоиерей Борис Николаев
© Общество древнерусской музыкальной культуры
Москва. "Научная книга", 1995.
К разделу Публикации.
* * *
|
|
Версия для печати
Портал
Православный Календарь
Новостная лента
Форум
Спонсоры:
Зарядное устройство Magsafe 2 45w Power Adapter
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
Сайт на CD-ROM
Зарядное устройство Magsafe 2 45w Power Adapter
|