Степенная книга.

Предисловие откуду и от коего времени начася в нашей русской земли осмогласное пение и от коего времени и от кого пошло на оба лика пети в церкви

[...] Аще оубо рекутъ к нам прочий иноязычницы от прочихъ окрестных правоверныхъ странъ, откоуду оубо вы взясте сие осмогласное пение, мы же к ним отвещаемъ: яко благочестивый и равноапостоломъ благоверный великий князь владимиръ нареченный во святом крещении василии, иже святым кре-щениемъ просвети русскую землю, не благочестив ли бе и правоверенъ;

По немъ сынъ его благоверный князь ярослав, нареченный во святомъ крещении георгии, иже насея землю святыми книгами, той не благочестивъ же ли бе; При немъ же оубо еже написано в нашей русской степенной книге в лето 6559-е (1051), приидоша из грекъ в киевъ три певцы искусны велми знаменному и трестрочному и прекрасному демественному пению, и от них разсяся по всей русской земли.

Нам же оубо мнится яко и се не истинна есть, понеже во всех греческих странахъ и в палестине и во всех великихъ обителех пение отлично от нашего пения подобно мусикийскому, еже мы грешнии оу многих грекъ спрашивали и слыхали какъ они поют, и откуду оубо симъ триемъ певцемъ взяти сие осмогласное пение знаменное и путь против знаменново изложено подобно филосовстей премудрости.

Мы же грешнии мнимъ изложено сие наше осмогласное пение знаменное и трестрочное пение некоими премудрыми русскими риторы, паче же достоит рещи вдохновениемъ святаго и животворящаго духа наставляемымъ на дело сие, аще бо не внутрь оуча святый дух всуе языкъ писца трудится, а еже рещи о сихъ триехъ певцевъ сие наше осмогласное и трестрочное пение, и в киеве оубо и до днесь мусикийское, и что много глаголати: оу святаго и равноапостолом великаго царя константина и матери его блаженныя царицы елены, и по нихъ оу благочестивых греческих царей, и оу святейших патриархъ во всей греческой стране, кое бе не мусикийское ли;

К сим же оубо не мы но сам блаженный апостол павелъ да наоучитъ ихъ святым духомъ сице некако глаголя: яко коемуждо дается явление духа на ползу, овому оубо духъ дается слово разума в том же дусе, другому же вера темъ же духомъ, иному же дарования исцелениемъ в томъ же дусе, другому же действия силамъ, иному же пророчество, другому же разсуждение духовомъ, иному же роди языком, вся сия действует единый тойжде духъ, разделяя властию коемуждо яко же хощетъ и от сего оубо яко не всякому вкупе духовная дарования даются.

И яко оубо той благоверный великий князь владимиръ и сынъ его благоверный великий князь ярославъ и благоверный царь константинъ и мати его блаженная царица елена, и по нихъ прочии благочестивии цари гречестии и святейшии патриарси и пресвященнии митрополити, архиепископи и епископи, по дарованию данному имъ свыше восияша каждо во своихъ градех и богоноснии отцы и бывши и суть.

И мы исповедуемъ и поклоняемся имъ аки вернымъ божиимъ оугодникомъ. но ниже и роди языкомъ и сказание ихъ прияша свыше, сего ради не достоитъ дивитися, аще и оутаися ихъ таковых сущихъ еже в велицей россии осмогласнымъ пениемъ славится пречестное и великолепое имя святыя и единосущныя, неразделимыя троицы, от сего оубо да посрамятся и в нас самехъ, расколников имяную буихъ и раздирателей духовному свыше дарованию, глаголющих яко изложение знамени на ирмосех и на прочих божественных догматехъ преподобнаго отца нашего ивана дамаскина. овин же такожде не ведуще глаголютъ яко преподобнаго романа певца кондакареви, инии же такожде глаголютъ яко преподобнаго ефрема сирина, и о сем оубо они не ведуще лгутъ на толикия святыя и великия преподобныя мужи, великих оубо светильников ивана дамаскина и космы и Иосифа и андрея и прочих преподобных отецъ речемъ слагательство, а не знамени изложение. а толко будет они и пели, и коегождо в которомъ граде или стране богъ поставилъ такъ они и пели. и наша великая россия словенский язык не в давних летех в седмой тысящи яко же выше речеся при великомъ князе владимире и сыне его врославе, а в греках и во всехъ правоверныхъ странах в которых они великия отцы просияли, и их пение от нашего отлично, яко же и выше рехом. Зде же оубо в царствующем граде москве прежних мастеровъ распевы иже ныне и всемъ намъ видимы есть стихи многия болшаго знамени благовестит гавриил.

И инии прочий одни речи, роспевы же разны. и нам грешным мнится знамя оубо мнози по премногу оудоволившейся излагают какъ коего параклит пресвятый наставить, и о семъ имъ ни кто же не рекутъ яко несть ереси слияния и разделения ни единаго.

В догматехъ же и прочих стихерах и канонехь, аще кто не по существу сотворит или в речех в чемъ единем словом разсечет аще не за неведение или каково что без свидетелства изложит, того святая соборная и апостольская церковь кафолическая анафаматисаетъ и геене предаетъ творяща расколы в слогияхъ.

Преподобный же роман не певец бе, но кликатель кондаком, якоже ныне соборная церкви и прочая обычай имеютъ в навечерии рождества христова и святыхъ богоявлении архидиякон или протодиаконъ или дияконъ кличаютъ на амвоне стихеры и есть оубо тако писано, что романъ не певецъ кондакареви, истина суть така писано яко всякая речь божественная пение глаголется и псалом-ница вопиетъ: пойте богу нашему пойте яко царь всей земли бог, пойте разумно сиречь со вниманиемъ и с разсуждением речи божественныя глаголати, и паки пою богу моему дондеже семь. пророкъ глаголет: пою тя слухомъ бо господи оуслышах и оубояхся, и инде поют тя вой ангельстии род же человеческий славитъ тя.

И преподобнаго ефрема сирина бысть и есть в сириехъ и до днесь пение, но не подобно же нашему пению зане красно вельми яко слыша е человекъ воспламеняется оумомъ. бысть бо сии ефремъ рекомый сиринъ при константине царе брадатомъ и оулияне преступнице зело славенъ. сей многа пения оставль, в них же аще тако глаголютъ яко три тмы стиховъ, ихъ же поютъ сирияне и сладкаго ради пения глаголемыя вардисияны от прелести исторгну.

При том же царь и антиохийский патриархъ по явлению аггелову в церкви на два лика пение пеги повеле.

Тамъ же прочее да престанутъ сихъ глаголании лжуще на великихъ святых на ивана дамаскина и на романа и прочихъ. Но велию молбу и благодарение возсылайте великому дарователю богу и господу нашему иисусу христу.

А еже рещи откуду и от кого пойде сия наша русская погласица, и кто ея из греческия погласицы на сию нашу на русскую превелъ в грекахъ оубо и в прочихъ правоверных государьствахъ своя погласица и речи своя и глаголы и сего оубо отнюдь не объявлено и не написано нигде ни в старыхъ историях токмо писание обдержить, что из киева прииде все благочестие и вера православная в великий новъ градъ.

И потомъ от великаго нова града прииде семо в царствующий градъ москву благочестие и во всю русскую землю, и потом начат разспространятися благочестивая вера церквами божиими и святыми книгами и божественным пением. но егда начаша другъ от друга оучитися тогда начат и пение множитися и ни единому человеку даровалъ богъ разумъ и смыслъ, но и всякому человечю естеству по своей благодати якоже прежде речено глаголет божественный апостолъ, комуж-до дается явление духа на пользу и прочая, и овъ оубо то роспел, инъ же ино, и мы грешнии в нынешних летехъ осмыя тысящи родихомся и воспитахомся и в возрастъ начахом приходити, и сами оучитись и слухи своими от некоих слышахом про старых мастеров, глаголю же про федора попа прозвище християнин что былъ зде в царстующем граде москве славен и пети горазд знаменному пению, и мнози от него наоучишася и знамя его и до днесь славно и от него оученик слышахом котории с нами знахуся что де он християнин сказывалъ своим оучеником что в велицем нове граде были старыя мастера сава роговъ, да братъ его василий во иноцех варлаам родом кореняне, и последи того тотъ варлаам митрополитом былъ вельми мужъ благоговеинъ, мудръ зело пети былъ гораздъ, знаменному и трестрочному и демественному пению был роспевщик и творецъ. И оу того брата его оу савы были оученики, вышереченный федор попъ християнин да иванъ носъ да стефанъ слыл голыш, и тот иван нос да християнин были в царство благочестиваго царя и великаго князя ивана васильевича всея россии, и были оу него с ним в любимом его селе в слободе александрове. а стефан голыш тут не был ходилъ по градом и оучил оусольскую страну, и оу строгановых оучил иванна прозвище лукошко во иноцехъ былъ исаия, и мастер его стефанъ голышъ много знаменнаго пения роспелъ, а после его оученикъ его исаия тотъ велми много знаменнаго пения распространилъ и наполнилъ.

И от тех же християновыхъ оучеников слышахом что де онъ имъ сказывалъ про стихиры евангелския. некто де во твери дияконъ зело былъ мудръ и благоговеинъ, тот де роспелъ стихиры евангелския, а псалтырь роспета в великомъ нове граде, некто былъ инокъ именемъ маркелъ слылъ безбородой, онъ де се роспелъ, да онъ же сложилъ канонъ никите архиепископу новгороцкому велми изященъ, а триоди роспелъ и изьяснилъ иванъ носъ будучи в слободе оу царя иванна васильевича, и святымъ многим стихиры и славники роспелъ он же, тот же иван роспел крестобогородичны и богородичны минейныя.

Такоже и о какизе не безделна бо соуть ниже без ума замышлена, подобно и сие философстей премудрости, изложена премудрыми мужми паче же достоитъ рещи вдохновением святаго духа наставляемыхъ на сие благое дело. аще бо не внутрь оуча святый духъ, всуе языкъ трудится, зде же вкратце объявлено, от многихъ малое изобрано.

Темже оубо вси елико васъ света чада и сынове евангелия, и святыя церкве богособранная чета. господие наши и о христе духовнии отцы и братия, да не дерзнете сея вещи злословием понести, или в презрение положити небезделна бо есть но воистину якоже гобзующая нива насеянна пшеничных класъ, да всякъ аще со алчбою истерзая не может насытитися преоумножения ради сладости ихъ, и о семъ прилежно молимъ ваше человеколюбие, дабы сия вещь оу всех снискающихъ была, токмо бы в буихъ и не ведущихъ мужей в руце не вошла, понеже бо она премудрейшимъ медоточна, боуимъ же яко пелынь вменяема, реема же и посмеваема;

Вы же аще восхощете ю предписовати, любезно молимъ вас, милостиви намъ боудите, и не зазориви оума нашего грубости и неразумию, аще за немощь прегрешении нашихъ и недооумением что оукратися, или преложися или отменися. бога ради собою исправляйте благоволениемъ и действом пресвятаго духа понеже и вы требуете от бога милости, и от человек такожде прощению и насъ сподобляйте да вкупе получимъ щадимыхъ благъ. благодатию и человеколюбиемъ господа нашего иисуса христа, ему же слава и держава и честь и поклонение со отцемъ и со святымъ духомъ ныне и присно и вовеки векомъ аминь.

Имена знамени, како кое зовется и что толкуется
Параклитъ. послание духа святаго от отца на апостолы.
Змейца. Заземныя соуетныя славы отбег.
Кулизма. Ко всемъ человеком любовь нелицемерная.

Государственный архив Ярославской области, М 704 (1043).

ПЕРЕВОД

("Предисловие, откуда и с какого времени началось в нашей Русской земле осмогласное пение и от кого пошло петь в церкви на два хора

[...] Если народы из прочих правоверных стран спросят - откуда вы взяли осмогласное пение, мы им ответим: разве благочестивый и равноапостольный благоверный великий князь Владимир, названный при святом крещении Василием, который крещением просветил русскую землю, не был благочестив и правоверен? После него сын его благоверный князь Ярослав, названный при святом крещении Георгием, который насеял землю святыми книгами, не был благочестив? При нем, как написано в нашей русской Степенной книге, в год 6551-й (1051) пришли из Греции в Киев три певца, искусных в знаменном, троестрочном и прекрасном демественном пении, и от них распространилось пение по всей русской земле.

Нам же кажется, что это неверно, поскольку во всех греческих странах и в Палестине и во всех великих обителях пение отлично от нашего пения мусикийского, как мы, грешные, у многих греков спрашивали и слыхали их пение. И вообще, откуда бы этим трем певцам взять это осмогласное знаменное и путевое пение, подобное философской премудрости?

Мы же, грешные, думаем, что изложено это осмогласное знаменное и трое-строчное пение какими-то премудрыми русскими риторами, лучше же сказать - вдохновением Святого и Животворящего Духа, наставляемыми на это дело, потому что если не проникает внутрь Святой Дух, то писец напрасно трудится. А если сказать об этих трех певцах, то ведь это наше осмогласное и троестрочное пение в Киеве и до сих пор мусикийское. И что много говорить - у святого и равноапостольного великого царя Константина и матери его блаженной царицы Елены и последующих благочестивых греческих царей и святейших патриархов во всей греческой стране - не мусикийское ли пение?

Этому не мы, но сам блаженный апостол Павел пусть научит их Святым Духом, говоря так: каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово премудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение душ, иному разные языки. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому свое, как Ему угодно. И от этого не всякому даются все духовные дарования.

И потому тот благоверный великий князь Владимир и сын его благоверный великий князь Ярослав и благоверный царь Константин и мать его блаженная царица Елена и после них прочий благочестивые греческие цари и святейшие патриархи и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, по дарованию, данному им свыше, воссияли каждый в своем граде, и они были и остаются богоносными отцами.

И мы признаем их и поклоняемся им как верным Божьим угодникам и истолкование языков и сказанное ими принято от вышних. Поэтому не следует удивляться, если от них утаилось то, как в Великой России славится осмогласным пением пречестное и великолепное имя Святой единосущной и неразделимой Троицы. Поэтому да посрамятся и у нас самих раскольники. Подразумеваю безумных раздирателей духовных дарований, говорящих, что изложение знамен на ирмосах и прочих божественных догматах сделано преподобным отцом нашим Иваном Дамаскиным. Другие же называют Романа, певца кондакарей, иные же - преподобного Ефрема Сирина. И об этом не зная, лгут на таких святых и великих преподобных мужей. Великим светильникам Ивану Дамаскину, Косме и Иосифу, и Андрею, и прочим преподобным отцам принадлежит составление слов песнопений, а не наложение крюковых знамен. А они только пели, и там, где их Бог поставил, в каком граде и стране, там они и пели. И в нашей Великой России в славянском народе пение с давних лет седьмой тысячи, как выше сказано, при великом князе Владимире и сыне его Ярославе, у греков же и во всех правоверных странах, в которых названные отцы просияли, пение от нашего отличается, как было сказано выше. Здесь, в царствующем граде Москве прежних мастеров распевы, которые всем нам знакомы, есть много стихов большого знамени от благовестителя Гавриила. И другие, но только слова, распевы же разные. И нам, грешным, думается, что знамена (крюки) многие-премногие излагают так, как Пресвятой Дух их наставит, и о том им никто не может сказать, что это какая-то ересь.

В догматах, стихирах и канонах, если кто не по существу их составит, или в каких-либо словах и разделении слов неверно изложит, или что-то [оставит] без подтверждения, того Святая Соборная и Апостольская Церковь предает анафеме и геене, как создающего раскол.

Преподобный Роман был не певец, но исполнитель кондаков, и ныне в соборных церквах есть обычай в навечерие Рождества Христова и Святых Богоявлений, когда архидиакон или протодиакон, или диакон возглашают на амвоне стихиры. И это именно так, что Роман не певец кондаков. Истина заключается в том, что всякая божественная речь называется пением. Псалмопевец писал: пойте Богу нашему, пойте, так как Он царь всей земли, пойте разумно, то есть со вниманием и с рассуждением говорите божественные речи. И еще: пою Богу моему, пока существую. Пророк говорит: пою Тебе, так как услышал и убоялся. В другом месте: воспевают Тебя ангельские воинства, род же человеческий славит Тебя.

Пение преподобного Ефрема Сирина до сих пор сохраняется в Сирии, но нашему пению не подобно, так как очень красиво, и человек возбуждается умом. Ефрем, называемый Сирин, при царе Константине Брадатом и Ульяне-преступнице был весьма знаменит. Он много пения оставил, как говорят, около трех тысяч стихов, которые из-за прекрасного звучания называют "вардисиянами".

При том же царе антиохийский патриарх по внушению Ангела повелел петь в церкви на два хора.

Так что пусть перестанут говорить ложь об Иване Дамаскине, Романе и прочих. Воссылайте великую мольбу и благодарение дарователю Богу и Господу нашему Иисусу Христу.

А сказать откуда и от кого пошла наша русская погласица и кто ее из греческой погласицы на нашу русскую перевел - у греков и в прочих правоверных государствах своя погласица и слова свои - об этом отнюдь не объявлено и не написано нигде в старых историях, только говорится, что все благочестие и православная вера из Киева пришла в Великий Новгород. И потом из Великого Новгорода пришла сюда, в царствующий град Москву и на всю русскую землю. И так начала распространяться благочестивая вера Божьими церквами и святыми книгами. И когда стали друг от друга учиться, тогда и пение стало множиться. Не одному человеку Бог даровал разум и смысл, но и всякому человеческому естеству по своей благодати, как прежде сказано. Говорит божественный Апостол, что каждому дается явление Духа на пользу и т. д. И один то роспел, другой другое, а мы, грешные, в нынешних годах восьмой тысячи родились и воспитались и в возраст стали приходить и сами учились и слышали от неких про старых мастеров. Говорю про Федора попа по прозвищу Христианин, который был здесь, в царствующем граде Москве, славен и хорошо пел знаменное пение и многие от него научились и распев (знамя) его доныне славится. И от его учеников, которые с нами были знакомы, слышали, что он, Христианин, рассказывал своим ученикам, что в Великом Новгороде были старые мастера Савва Рогов и брат его Василий, в монашестве Варлаам, родом кореняне, и после тот Варлаам стал митрополитом. Он был человеком благоговейным, мудрым, хорошо пел и являлся роспевщиком и творцом знаменного, троестрочного и демественного пения. И у брата его Саввы были ученики - вышеназванный Федор поп Христианин и Иван Нос, Стефан по прозвищу Голыш. Этот Иван Нос и Христианин были во время царствования благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея России у него в любимом его селе и слободе Александрове. А Стефан Голыш там не был, он ходил по городам и учил в Усольской стране и у Строгановых учил Ивана по прозвищу Лукошко, в монашестве Исаию. И учитель его Стефан Голыш много знаменного пения роспел. А после него его ученик Исаия, тот особенно много знаменного пения распространил и пополнил.

От тех Христианиновых учеников мы слышали, что он им рассказывал про стихиры евангельские. Был в Твери некто дьякон очень мудрый и благоговейный, он роспел стихиры евангельские. А псалтырь роспета в Великом Новгороде, был некто инок Маркел по прозванию Безбородый, он ее роспел, а также сложил канон, весьма изящный, Никите архиепискому Новгородскому. А триоди роспел и изъяснил Иван Нос, будучи в слободе у царя Ивана Васильевича, и многим святым стихиры и славники он же роспел; тот же Иван роспел минейные крестобогородичны и богородичны.

Также и о кокизе - она не бесполезна и не без ума задумана, подобно же философской премудрости изложена мудрыми людьми, лучше же сказать - вдохновением Святого Духа, наставляющим на это благое дело. Если не внушил вам Святой Дух, то напрасно язык трудится. Здесь вкратце изложено, из многого избрано малое.

Тем же все, сколько есть вас, детей света и сыновей Евангелия, Святой Церкви богособранная чета, господа наши и во имя Христа отцы и братья, - не дерзните поносить злословием этот труд или презирать его, так как он не безделен, но как богатая нива пшеничных колосьев не может насытить алчущих их сладостью, и о том обращаемся к вашему человеколюбию, чтобы этот труд был у всех интересующихся и не попал в руки безумных и незнающих людей, потому что для мудрых он медоточив, для невежд же горькая полынь, способен вызвать насмешку.

Если же вы захотите его переписать, то любезно молим вас - будьте милостивы к нам и не порицайте грубость нашего ума и неразумие, если что-либо из-за немощи и прегрешений наших скрылось или изменилось или забыто. Бога ради, сами исправьте благоволением и помощью Пресвятого Духа, поскольку и вы требуете от Бога милости, а от людей прощения, того же и нас сподобьте, чтобы вместе получили ожидаемые блага. Благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, которому слава и держава, и честь и поклонение с Отцом и Святым Духом ныне и всегда до конца веков, аминь".)


Библиотека музыканта-педагога.
Вл. Протопопов. Русская мысль о музыке в XVII веке.
Москва, "Музыка", 1989.

  • Перейти к оглавлению

    * * *

  •  
    Поиск

    Воспользуйтесь полем формы для поиска по сайту.
    Версия для печати

    Навигация по сайту:


    Воспользуйтесь картой сайта
    Портал
    Православный Календарь
    Новостная лента
    Форум

    Яндекс.Метрика

    Спонсоры:

    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    Сайт на CD-ROM


         
    PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.