От корене Иессеева и от чресл Давидовых, / Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: / радостию бо радуются всяческая и обновляются. / Срадуйтеся купно, небо и земля, / восхвалите Ю отечествия языков. / Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: / неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.
Днесь светло красуется славнейший великий Новград, / имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, / яко солнечныя лучи испущающия, / и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе. / Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения, / и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, / святителю Богомудре и чудоносче, / небесный человече, и земный ангеле: / да сошедшеся любовию в память твою, / светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, / и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, / и великому Новуграду заступление и утверждение.
Прп. Серапиона Псковского. Тропарь, глас 8.
Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе, / и вся красная мира сего возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси. / Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый, / весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси, / тем же и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти: / радуйся, пустынныя похвало, преподобне отче наш.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота пред Воздвижением. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна Новгородского. Прмч. Макария Каневского. Прп. Серапиона Псковского. Совершается шестеричная служба предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы и мч. Созонта.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое рождество...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Иже Тебе ради...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Всемирная радость...».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же.
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона мученика.
По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 2-й; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й.
По 6-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Пронареченная всех Царица...».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же.
На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.
На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мученика, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь мученика. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.
В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.
Прокимен и аллилуиарий – субботы пред Воздвижением и мученика.
Апостол и Евангелие – субботы пред Воздвижением, дня (под зачало) и мученика.
Причастен – дня: «Радуйтеся, праведнии...», и мученика.
Сноски: 1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.