Суббота, 25 Июля 2009 года (12 Июля 2009 по ст.ст.)
Седмица 7-я по Пятидесятнице, Глас пятый
Мчч. Прокла и Илария (II).
Прп. Михаила Малеина (962).
Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983).
Прп. Арсения Новгородского (1570).
Прп. Симона Воломского (1641).
Мц. Голиндухи, во Святом Крещении крещении Марии (591).
Прпп. Иоанна (988) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).
Свт. Серапиона, еп. Владимирского.
Св. Вероники.
Иконы Божией Матери, именуемой Троеручица (VIII).
Прп. Антония, игумена Леохновского.
Мч. Мамаса, около Сигматы (Греч.).
От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне, / мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую, / и тамо, от Господа укрепляемь, / в молитвах и пощениих доблественне пожил еси, / и жизнь твою страдальчески / убиением от сынов противления скончал еси. / Сего ради со преподобными и мученики венчался еси, / с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы. / Сию моли, молим тя, / оставление подати согрешений наших / и даровати нам велию милость
Иконы Богородицы "Троеручица". Тропарь, глас 4.
Днесь светло красуется царствующий град Москва, / имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, / Заступнице наша Дево Богородице, / честный образ Твой, / имже подсолнечныя концы земли удивляеши / и мир мирови даруеши, / во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: / двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, / третиею от напастей и бед / верно к Тебе прибегающих избавляеши, / и от потопления изымаеши, / и всем полезная даруеши, / и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, / и всех всегда милуеши, / честною ризою Своею покрываеши жительство сие / и вся грады и страны наша, да зовем Ти: / радуйся, Обрадованная.
Ин тропарь, глас тойже.
Яко звезда светозаряющая, / из Сербии на Афон чудесно прииде / всечестная икона Твоя Троеручица, / юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, / яко Божественный дар свыше, / прославляет Тя, Владычицу, / и умильно вопиет: / не остави милость Твою от нас, / но пребуди с нами во веки.
Прп. Михаила Малеина. Тропарь, глас 8.
Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно, / мятеж мира оставил еси, блаженне, / презрев плоти мудрования, / мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом, / и всем образ дав собою, глаголя: / добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Мчч. Прокла и Илария. Прп. Михаила Малеина. Прп. Симона Воломского. Прп. Арсения Новгородского. Иконы Божией Матери, именуемой «Самонаписавшаяся». Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве. Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (А), а также порядок совершения службы мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина (без праздничного знака) в соединении с субботней службой Октоиха (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 2-й и глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 5-й: «Радуются днесь...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори...».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На стиховне стихиры Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Приидите, вернии…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды)[13].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я[14]. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое…». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Припадающе образу Твоему…».
Канон Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Зряще пречудный образ…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак Богородицы.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.
В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.
Апостол и Евангелие – Богородицы и дня.
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются, а рядовые Апостол и Евангелие переносятся на пятницу (11 июля).
Б. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 5-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Михаиле…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Щитом веры…», 3-й – тот же, 4-й: «О земных всех…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, двере Господня...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».
Кафизмы 16-я и 17-я[15]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском, Богородицы и святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Благословено воинство…», 2-й: «Страстоносцы Твои, Господи…», 3-й: «Святии мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Оле окаянная душе!..» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...».
На часах – тропарь преподобного. Кондаки мучеников и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак храма, кондак преподобного, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак преподобного, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
[13] Если в честь иконы Божией Матери совершается всенощное бдение: На литии – стихиры Богородицы, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 3-й.
По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (трижды).
[14] Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
[15] На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).